Главная » Прокуратура Орловской области комментирует
15:09, 12 декабря 2016 года
Каковы полномочия органов прокуратуры в сфере избирательного законодательства?
Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.
Деятельность органов прокуратуры в рамках установленной законом компетенции по обеспечению гарантий защиты избирательных прав граждан способствует укреплению законности прохождения избирательного процесса, обеспечивает реализацию политических прав граждан, защиту интересов общества и государства.
Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на прокурора возложены полномочия по обращению в суд с заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должна назначить соответствующие выборы, если это решение не принято в установленном порядке (ч. 9 ст. 10).
По заявлению прокурора судом может быть отменена регистрация кандидата (списка кандидатов) в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением - до выдвижения им списка кандидатов, деяний, связанных с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.
Прокурор в силу положений ст. ст. 39, 243 Кодекса административного судопроизводства РФ участвует в рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с предоставлением соответствующего заключения.
Кроме того, в соответствии со ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ на прокурора возложены полномочия по даче согласия на привлечение члена комиссии с правом решающего голоса к административному наказанию, налагаемому в судебном порядке.
Аналогичное полномочие закреплено за прокурором при привлечении зарегистрированного кандидата к административному наказанию, налагаемому в судебном порядке (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 67-ФЗ).
На органы прокуратуры возложены полномочия по осуществлю надзора за своевременным и качественным рассмотрением обращений граждан, связанных с выборами всех уровней.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 « 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их компетенцией разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона.
При этом органы прокуратуры при осуществлении надзора не вправе подменять иные государственные органы, в том числе избирательные комиссии всех уровней (ч. 2 ст. 21 ФЗ-2202-1).
При подготовке настоящей публикации использованы материалы Памятки по защите избирательных прав, разработанной Уполномоченным по правам человека в Орловской области, Избирательной комиссией области, Орловским областным судом, Управлением МВД России по Орловской области совместно с прокуратурой области.
Прокуратура Орловской области
|