|
Главная » Орёл. Город на века
13:40, 20 июня 2016 года
«Орел. Город на века». Часть восьмаяОрел театральный. Он видел восхищение и славу, слезы и горе. Судьбы крепостных актеров послужили прообразом для произведений Герцена и Лескова. Какие муки творчества пришлось испытать актерам прошлых веков, и кто стоял у истоков театральной жизни?
С чего начинается театр? Путь орловских подмостков был весьма драматичен. Но обо всем по порядку. Третий театр в России, после Москвы и Ярославля, открылся у нас в Орле. Он был крепостным, в нем играли дворовые люди. Основатель – граф Сергей Каменский. Но это самый известный факт. На самом деле, Орел познакомился с театром еще раньше, во времена Екатерины Великой.
Елена Ашихмина, преподаватель орловского колледжа культуры и искусств, кандидат филологических наук: «Екатерина II была театралка, она сама писала пьесы и посылала эти пьесы, помимо петербургских вельмож, единственному человеку - орловскому вице-губернатору Корнееву, и ждала, когда он напишет отзыв. Тем не менее, такой яркой звездой сиял в начале 19 века, конечно, театра Каменского».
Генерал, участник войны 1812 года, был заядлым театралом. В 1814 году он приобрел огромный участок земли, недалеко от Троицкого кладбища, и построил на нем деревянный театр. Спустя год состоялось первое представление крепостной труппы. Каменский не скупился на декорации, богатый антураж неизменно приводил зрителя в восторг.
Елена Ашихмина, преподаватель орловского колледжа культуры и искусств, кандидат филологических наук: «Было и такое дорогое дело как серебро, и даже золото блистало настоящее на актрисах».
Андрей Шевяков, краевед : «Гигантское количество спектаклей шло. Три спектакля в неделю. Были и балеты, и оперы, и драмы».
Но что скрывалось за этой блестящей оберткой? Человеческие трагедии, доходящие, порой, до самоубийства. Каменский действовал через боль и жестокость.
Андрей Шевяков, краевед: «Он жил в ту эпоху, когда артист являлся вещью. Живи он на шестьдесят лет позже, он был бы просто великим режиссером и мы бы его сравнивали со Станиславским, и никакие страдания крепостных просто бы не упоминались, их бы не было».
Наказания сыпались как из рога изобилия. Непростая судьба крепостных актеров нашла отражение в повести Лескова «Тупейный художник».
Н.С. Лесков, «Тупейный художник»: «А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И дыба, и струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали — всё это было… Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели»
Однако, при всех превратностях, театр существовал два десятилетия и был гордостью Орла. Граф содержал оперную труппу, балетную, оркест, два хора. Тяжелое финансовое положение привело к тому, что, в конце концов, театр разорился, и его выкупила городская Дума. Здание Каменского разобрали. Несколько мест, после этого, сменила актерская труппа. Был дом на Полесской и у купцов Сельчуковых, свое каменное строение у входа в городской парк и Дом учителя после войны. А в 1949 году актеры обосновались в здании нынешнего театра «Свободное пространство» – это был один из лучших периодов театральной жизни.
Елена Ашихмина, преподаватель орловского колледжа культуры и искусств, кандидат филологических наук: «Я скажу об одном человеке, потому что всех невозможно упомнить. Но скажу про Николая Степановича Белоусова – Заслуженного, потом Народного артиста. Это был защитник Брестской крепости. Он играл потом в орловском театре с 1954 по 1967 год. Это был красавец, его обожал весь Орел. Жизнь, которую актеры проживают на сцене, это жизнь для нас. Они делают это не зря. Они живут на сцене, чтобы люди знали, как надо жить».
Овации, всенародная любовь и признание, люди наизусть заучивали пьесы и вновь возвращались на любимые постановки. Магия театра, где стирается грань между выдумкой и реальностью и каждый зритель - соучастник лицедейства. Таким был и остается Орловский театр. Третий театр, в третьей литературной столице России.
Татьяна Дьяконова
|
|