среда 1.05.2024 05:05:42 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Новости

12:00, 10 августа 2022 года

Буллинг. Как помочь ребенку, которого травят в школе?

Последние годы мы часто слышим слов "буллинг". О том, что такое детская агрессия, как с ней бороться, как найти виновника, мы поговорили с детским и семейным психологом Викторией Потаповой.



Что такое буллинг?

- Буллинг - это агрессия одних детей, направленная на других детей, когда имеет место физическое или психологическое насилие. Психологическое насилие может заключаться в том, что ребенка обзывают или игнорируют, или распускают какие-то слухи, которые ребенку неприятны и вредят ему.

В школе часто бывает и такое, когда в процесс буллинга включаются не только дети, но и взрослые. Как это происходит, как часто, и насколько актуальна эта проблема?

- Самое интересное, по статистике, буллинг встречается чаще всего в младшей школе и к выпускным классам обычно уменьшается. Это происходит потому, что именно в младшей школе учитель задает тон общения детей, он задает рамки и границы того, как общаться, как обращаться друг к другу, как решать конфликтные ситуации. Как же учитель может стать провокатором буллинга? Например, учитель говорит: "Как хорошо быть аккуратным, чистым, не то что наш Васечкин. Посмотри все на Васечкина, какой он у нас неопрятный, непричесанный, и ботинки у него грязные". Что происходит дальше: все смотрят на Васечкина и начинают смеяться. Потом на перемене они начинают повторять слова учителя, и Васечкин попадает в состояние жертвы. Другой пример, когда учитель говорит, что важно быть отличником, а тот, кто двоечник, тот плохой человек. И все начинают смотреть, у кого какие оценки и сравнивать, а потом они не хотят играть с "плохим", общаться с ним. И дети так учатся оценивать друг друга и себя. Дети, которые находятся в среднем уровне - не отличники и не двоечники, они начинают бояться и присоединяются к тем, кто сильнее, и начинают обижать тех, кто слабее. Тогда формируется такая определенная культура класса, которая может стать почвой для дальнейшего развития буллинга.

Не все дети готовы донести до родителей проблему буллинга, которая существует в школе. Как помочь ребенку, как вывести его на нужный разговор?

- В таком случае можно просто отзеркалить состояние и сказать: "Я замечаю, что ты в последнее время очень грустный, тебя не радует то, что всегда доставляет тебе удовольствие". Тогда мы не агрессивно к ребенку относимся и пытаемся зайти за его личные границы и что-то выяснить. Мы просто ему показываем, что мы замечаем, что что-то не так. Здесь главное родителю не давать какой-то своей оценки, иначе ребенок просто закроется. А если мы просто рассказываем, что мы видим его, чувствуем, что что-то не так, есть вероятность того, что в какой-то момент ребенок сможет нам что-то рассказать и открыться.

Но буллинг может быть не только психологический. Бывает, что доходит до драки. Как в этом случае помочь ребенку? Что нужно делать родителям?

- Действительно, школы достаточно редко идут на контакт с родителями и стараются разрешить эту ситуацию. И опять же - разрешение ситуации должно быть со всем классом - это тренинги, классные часы, беседы. Это очень большая сложная система. Тогда один из выходов это смена школы. В моей практике много случаев, когда дети из-за буллинга меняли школу, переходили в новую и просто расцветали на глазах, попадая в другую систему. Но здесь важно выбрать именно такую школу, где более дружный коллектив, более лояльные учителя и администрация, чтобы ребенок не попал из одной агрессивной среды в другую.

Решение проблемы травли в школе это достаточно сложный процесс, и не всегда учителя и руководство школы готово решать эту проблему. Как помочь им включиться в решение проблемы, какие методы существуют?


- Решение проблемы буллинга это самое сложное, потому что это не решается на уровне учеников, это комплексное решение. Если в классе есть ребенок, который подвергается буллингу и ребенок, который является булли, то есть тем, кто агрессирует, то все, кто это наблюдает являются также соучастниками - невозможно просто смотреть и не включаться. Все остальные дети включены в эту ситуацию. Кто-то является пассивным наблюдателем и подключает внутреннее сочувствие к жертве, кто-то внутренне подключается к агрессору, и тогда весь класс эмоционально затянут в эту ситуацию. Поэтому проблему нужно решать комплексно, должны помогать учителя и администрация школы, должны включаться и родители детей, и главные участники этого процесса. Поэтому самое главное вначале это вскрыть ситуацию и проговорить ее, а затем помочь детям подружиться.


Екатерина Игнатюк

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.