|
Главная » Новости
10:20, 24 июля 2022 года
Назад в Советский СоюзВ Орле семья Перелыгиных создала музей ретро-вещей, главные среди которых – мотоциклы и мопеды. С экспозицией на Московском шоссе, 95 познакомилась корреспондент ГТРК «Орел» Эва Стасюлевич.
Музей это всегда путешествие во времени, но в музее Перелыгиных XX век окружает тебя очень плотно, вызывая острое чувство ностальгии, а все потому, что эти предметы знакомы нам с детства, и мы пользовались ими еще какие-то 40, 50, 60 лет назад.
Чего тут только не увидишь: и радиоприемники, и швейные машинки, и пылесосы «Сатурн» совершенно космического дизайна. А что вы хотите? 60-е годы - начало покорения космоса. Советская атрибутика -вымпелы участникам соцсоревнований, флаги, памятная многим шерстяная школьная форма. Посуда, пластинки, абажуры, музыкальные инструменты с клеймом «Сделано в СССР». Но есть вещи и подревнее, например, ступа XIX века. Баба-Яга была бы довольна!
Но главные экспонаты музея это 34 единицы мототехники: от мотороллеров до тяжелых мотоциклов. Создатели экспозиции отец и сын Перелыгины прониклись идеей коллекционирования давно и методично стали собирать то, что приходилось им по сердцу или оживляло воспоминания.
Олег Перелыгин, коллекционер, владелец частного музея: «Если у кого-то во дворе появился мопед, то весь двор за ним бегает гурьбой с просьбами прокатиться».
В линейке мопедов есть редкие. Например, минский «Кроха» примечателен отсутствием бензобака. Топливо заливалось прямо в раму. Популярными и любимыми были рижские мопеды.
Олег Перелыгин, коллекционер, владелец частного музея: «Самый старый мопед - «Киевлянин», это 1950 год. Копия английского мопеда Waderer, Выпускался на киевском заводе еще до мотоциклов «Днепр».
Кстати, все мальчишки в Советском Союзе дружили с техникой, хорошо в ней разбирались, сами чинили и усовершенствовали, мечтая, конечно, о мотоцикле. В 80-х самым желанным был «Ява». В нем сошлось всё - и цена, и дизайн, и хорошие технические характеристики. А кроме того, обладатели мотоциклов имели огромную популярность у девушек.
Но не «Явой» единой. Ценились и «Днепр», и «Иж», и «Урал» самых разных модификаций. Проходимый транспорт пользовался популярностью у сельских жителей, лесников, милиционеров. Первые послевоенные мотоциклы появились на базе немецких. Предшественник «Ижа» – DKW NZ 44 года выпуска - самый старый в этой коллекции.
Коллекция Перелыгиных началась с мотоциклов, но постепенно стала обрастать другими предметами прошлого века. Хобби отца и сына денег не приносит, но и собирались экспонаты не ради обогащения, а как дань тому счастливому времени, когда вещь приобреталась на века, и ее еще надо было умудриться достать. Сейчас весь этот советский дефицит дарят и знакомые и незнакомые люди, что-то ищется и приобретается по объявлениям, что-то достается от друзей.
Поскольку музей находится прямо в магазине, места ему отведено немного, а экспонаты продолжают прибывать, и скоро о расширении площадей думать придется.
Олег Перелыгин, коллекционер, владелец частного музея: «Может быть, придется периодически менять экспозицию. Что-то убирать, что-то ставить. Пока такой выход. В гаражах, на чердаках уже столько всего скопилось, что некуда ставить».
Посетители музея, кстати, совершенно бесплатно, могут ностальгировать здесь сколько душе угодно. Если мототема не цепляет, вокруг еще столько всего интересного. Например, телевизор КВН с линзой, в которую наливали глицерин пополам с водой. Этот экспонат удивит современного ребенка. А ведь у такого телевизора собиралось сразу несколько семей, потому что КВН мог быть единственным на весь подъезд или на всю деревню.
Часы двадцатого века давно остановились, а время продолжает идти вперед, оставляя нам воспоминания о той поре, когда ты сам и твои родные были молоды, счастливы и жили в очень интересной стране, где была школьная форма, красные флаги, Ленин, а еще практически каждый мальчишка умел водить мотоцикл.
Эва Стасюлевич
|