|
Главная » Новости
11:38, 8 июня 2022 года
К 125-летию Орловского краеведческого музея: Старинный женский костюмНа Руси по одежке встречали. Костюм мог многое рассказать о его обладателе. Сотрудники Орловского краеведческого музея не просто хранят старинные вещи, но и знают значение каждой детали.
Роскошной коллекцию народного костюма в музее не назовешь. Фонд очень пострадал во время Великой Отечественной войны, активно восстанавливать утраченное стали только 50-х годах прошлого века.
Сегодня полных костюмов около восьми. Отдельные элементы к ним поступали в музей вплоть до начала двухтысячных годов. Одна из самых древних вещей - женская рубаха. Это сразу видно по тому украшению, которое применяли наши прапрабабушки.
Татьяна Кострова, главный хранитель Орловского краеведческого музея: «Это тканьё. Надо сказать, что ткали наши мастерицы-прабабушки очень хорошо. Здесь мы видим и красную затканку, затем идет закладное узорное ткачество, а завершает все коклюшечное кружево. Причем это коклюшечное кружево, которое делалось по счету нити - счетное кружево».
Многое в рубахе не только служило украшением, но и оберегом.
Татьяна Кострова, главный хранитель Орловского краеведческого музея: «Наиболее украшенная часть была между плечом и рукавом. Потому что руки у человека работящими должны быть, поэтому их защищали прежде всего, и наши прабабушки эти места загораживали красным цветом».
Рубашка эта явно дорогая, украшенная богатыми тканями, вышивкой и даже парчовым позументом. Каждый день такую не носили. Но наличие подобной вещи говорило о том, что в семье был достаток.
Рубаха была основной одеждой и взрослых, и детей. Кстати ребятне шили не из новой ткани, но вовсе не в целях экономии.
Татьяна Кострова, главный хранитель Орловского краеведческого музея: «Когда дети рождались, то брали отцовскую рубаху, которая долго носилась, ее много раз стирали, и она была мягкая. И вот в нее уже заворачивали младенца».
Детские рубашонки были свободными, легкими, самого простого кроя. Цвета зависели от того, с какой краской красильщик (существовала такая профессия) пришел в деревню. Женские рубахи были, по деревенской моде, длинными, их носили с напуском - из-за желания казаться дороднее.
Татьяна Кострова, главный хранитель Орловского краеведческого музея: «Вообще орловский костюм это не лебедушка. Это женщина-пава, она большая, дородная, красивая. Она могла работать в поле, растить детей. Худые девушки делали пазуху, скрывали талию, а для этого была нужна длинная рубаха. Напуск делал девушку дородной».
По крою и украшению женской рубахи можно определить время жизни ее хозяйки. Есть в музее одежда конца XIX -начала XX веков. В это время перестали украшать подолы, стала проще вышивка.
Рубашка была визитной карточкой хозяйки, рассказывала всем о ее благосостоянии и мастерстве. Приданое крестьянским девочкам начинали собирать с рождения. К моменту свадьбы рубашек должно было быть в заветном сундуке до 15 штук. Ткани и крой изменились, но вышивка заглянула и в XX, и в XXI века.
Татьяна Кострова, главный хранитель Орловского краеведческого музея: «Мы не отказались от обшлагов, оборок, пуговичек, кружева. И от вышивки не отказались, ведь вышивка делает вещь индивидуальной и красивой. А когда женщина надевает красное, все понимают, что она хочет счастья и любви».
Из того, что есть в постоянной экспозиции Орловского краеведческого музея, посетителям больше всего нравится полный костюм новосильской крестьянки, со сложным головным убором «сорока». Но о нем нам пообещали рассказать в следующий раз.
Эва Стасюлевич
|
|