Первое лицо Третьего рейха в газетных киосках идет по 290 рублей за штуку. Горожане такой бизнес не оценили. Многие из опрошенных возмутились продажей такого товара.
Арменак Бабоян, генеральный директор ООО «Орёлроспечать»: «Почему мы сегодня не должны показать своему народу, что был такой в международном масштабе военный преступник, который начал эту войну, где мы огромные жертвы понесли».
Мы нашли поставщика. И не где-то за рубежом, а в Карелии, в местной общественно-патриотической организации с громким названием «За Родину». Особо подчеркивают: используются подлинные марки Третьего рейха.
Владислав Грин, председатель Совета КРОПО «За Родину»: «Действительно, его портрет может вызвать негативную реакцию у граждан, но в данном случае это подлинный потрет той эпохи (не вновь напечатанный для пропаганды) и преподанный в правильном патриотическом ключе, является, наоборот, закреплением героического контекста Великой Победы над преступной фашистской Германией».
За эту Победу советский народ заплатил миллионами жизней. А Орёл 22 месяца находился в оккупации, и после освобождения вошел в список 15-ти самых разрушенных городов в стране.
Валентин Чернега, старший научный сотрудник Орловского военно-исторического музея: «Глубоко уважаю поисковиков, которые поднимают останки наших солдат. Очень многие еще не захоронены. И, конечно, такие вещи вызывают вопросы к тем, кто изготавливает такие марки, кто продает».
Филателист с тридцатилетним стажем Александр Саран смотрит на распространение изображений нацистского преступника с другой точки зрения.
Юрист Сергей Мальфанов помнит рассказы своего деда-фронтовика и на эту марку смотрит по-другому.
Сергей Мальфанов, председатель Орловского регионального отделения ассоциации юристов России: «Распространять портреты кого-то это значит пропагандировать это лицо, и на внешней стороне я не вижу никакого негативного текста, и если текст есть каким-то мелким шрифтом, который не прочитаешь, а сам портрет очень хорошо виден и крупным шрифтом, то это просто попытка каким-то образом уйти от ответственности, схитрить, но цель пропаганды нацистских преступников от этого не уходит».
Ответственность, уже уголовная может наступить, если примут поправки в закон «О пропаганде нацизма».
Ольга Пилипенко, депутат государственной Думы от Орловской области: «В настоящее время Еленой Ямпольской, председателем комитета Госдумы по культуре, разработан закон о запрещении публичной демонстрации изображений военных преступников, которые были осуждены военным трибуналом Нюренбергского процесса. Этот закон сейчас находится в кабмине на согласовании правительства по регламенту работы Государственной Думы».
Фронтовику Абраму Миркину этим летом исполнилось 100 лет. Портреты Гитлера ему видеть не впервой. Листовки с изображением фюрера и призывами сдаваться пачками сбрасывали на позиции защитников блокадного Ленинграда, где насмерть стоял его полк. Эта война унесла половину семьи Миркиных, трех братьев и сестру, и еще 27 миллионов жизней.
Спустя 75 лет в городе первого салюта, в городе воинской славы, Гитлер снова смотрит на Орёл, который пытался уничтожить, но так и не смог.