4 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Пришвина
Его имя известно каждому с детства по школьным хрестоматиям "Лисичкин хлеб" и "Кладовая солнца".
Но юбилей писателя – это повод взглянуть на него, как на прозаика, публициста, философа, одного из загадочных русских мыслителей и фотографа. Это предлагают сделать работники орловского тургеневского музея, в котором открылась выставка, названная цитатой из его "Дневников" "Дорога к другу". Поиски её, говорит старший сотрудник экспозиционного отдела Галина Павлова, шли и в опубликованных при жизни произведениях, и изданных после смерти.
Галина Павлова: «Никто не знал о том, что Пришвин вёл дневники, даже самые близкие родственники. Он пишет: «Одной моей записи достаточно на 10 лет расстрела». На выставке представлено у нас девять томов, которые уже изданы к настоящему времени и издания дневников продолжается. Уникальность выставки сегодняшней в том, что мы впервые представляем на ней большую часть пришвинского фонда, хранящегося в запасниках музея. Многие жители города и гости помнят кабинет в музее писателей-орловцев. Вот то, что представлено на выставке включает и какую-то часть тех материалов, и очень много материалов, которые мы экспонируем впервые».
Впервые, например, посетители смогут увидеть портрет матери писателя Марии Ивановны, написанный в годы её молодости. Кроме того, несколько серий пришвинских фотографий. О второй поездке спустя около 30 лет на Беломоро-Балтийский канал. Это стало не просто возращением в места, под впечатлением которых написаны многие известные произведения, ведь в 1933 году шло строительство канала. Наблюдения он записал в дневниках. А на снимках, представленных на выставке, – ударники труда, ГУЛАГовские заключённые.
Галина Павлова: «Впервые мы представляем серию фотографий «Когда били колокола» – о сносе колоколов в Троице-Сергиевской Лавре в 30-е годы. Эти фотографии помогли в 90-е годы реставраторам, историкам, когда Лавра становилась снова действующей, когда восстанавливались колокола на храмах. Он на протяжении всего творческого пути искал эту дорогу к другу, чтобы рассказать не только о красотах, но эту дорогу он искал в своих Дневниках. Мы идём вслед за Пришвиным, о чём рассказать, что показать того, что Пришвин не успел сказать при жизни».