




|
Главная » Новости
14:00, 15 октября 2008 года
В Орловской области принята собственная Стратегия-2020. Обзор орловской прессы за неделю«Одни пророчат финансовый и экономический апокалипсис, другие, напротив, нарочито бодрятся и баюкают себя оптимизмом: мол, не так страшен кризис, как его малюют», - заметила на минувшей неделе одна из орловских газет. «Мировой финансовый кризис подступает к России, потери отечественного фондового рынка бьют «рекорды», минувший понедельник уже обрёл неофициальный статус «черного», поскольку рынок обвалился более чем на 20%»,- говорят одни. «Стоит ли так уж драматизировать?» - вторят другие.
Орловская стратегия
На расширенном заседании Коллегии Орловской области, которое провёл в минувший вторник губернатор Е.С. Строев, глава региона счёл нужным высказать свою тревогу по волнующему всех поводу: рассчитывать на то, что мировой фондовый обвал нас не зацепит, нелепо, считает он («Орловщина: стратегия-2020». Орловская правда, № 166 от 08.10.2008). По мнению Е.С. Строева, нет иного выхода, кроме сохранения любой ценой производственного потенциала. «Останется живой реальная экономика, предпринимательская инициатива, профессиональный опыт тысяч людей - любой кризис будет преодолён. Только производство даёт шанс оправиться от удара, подняться с земли и развиваться дальше», - пишет газета.
В этот день руководство региона с представителями общественности и бизнеса обсуждали Стратегию развития региона до 2020 года, проект социально-экономического развития и проект бюджета Орловской области на 2009 год.
Стратегия разрабатывалась в течение пяти лет, в её подготовке участвовали органы исполнительной и законодательной власти региона, эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга, международные организации.
Согласно документу, «в качестве важной отправной точки экономического роста области первостепенное значение сохраняет сельское хозяйство. А переработка сельхозпродукции выдвигается на роль главного фактора роста». «Интересно, что исключительным источником развития не только экономики, но и социальной сферы, производственной и социальной инфраструктуры в нашей области становится туризм», - отмечает газета.
Вместе с тем, по словам представлявшего «Стратегию» руководителя Департамента экономической политики Н.Н. Цикорева, «изменение внутренних и внешних обстоятельств государственной и региональной жизни, преддверие инновационного скачка в российской экономике предполагают сохранение широкого коридора свободы в выборе вариантов развития».
Что касается прогноза социально-экономического развития области на ближайшие три года, то из-за нестабильности мировой финансово-экономической системы общие сценарные условия на уровне Российской Федерации были разработаны в четырёх вариантах - на все случаи жизни, подчеркивает издание.
«Руководитель департамента экономической политики уверен, что, несмотря на жёсткие вызовы последнего времени, у Орловщины, как у всей России, значительно расширился выбор продуктивных вариантов развития», - отмечает «Орловская правда».
Американцам не хватило денег?
«Есть золотовалютный резерв Центрального банка, есть резервный фонд и фонд национального благосостояния, который был создан на случай того, что цена на нефть на мировом рынке упадет, и российский бюджет начнет недополучать средства.
Нам нужно, наконец, начать вкладывать эти деньги в производство», – вторит главе Орловской области авторитетный экономист – о причинах мирового финансового шторма читателям «Просторов России» рассказала завкафедрой мировой экономики ОГАУ Ирина Минакова («Пока мы ждем у моря погоды». Просторы России, № 41 от 08.10.2008).
«В Америке все началось с ипотечного кризиса прошлого года, который назревал давно, - объясняет она. - Ипотечные кредиты в США до недавнего времени были очень доступны: они выдавались под базисную ставку 1% годовых. При этом, в отличие от нашей страны, в Америке не предусмотрен первоначальный взнос: кредит на покупку жилья там можно было получить, практически не имея денег. Срок выплаты кредита тоже очень велик - до тридцати лет. Однако борьба с инфляцией и возросшие военные расходы заставили ФРС США повысить ставку рефинансирования до 5,25%. Соответственно, платежи по уже выданным ипотечным кредитам увеличились в пять раз. Гарантами по взятым кредитам выступали ведущие ипотечные компании Freddi Mac и Fanny May, а им просто не хватило денег, чтобы рассчитаться с банками: эти компании, в свою очередь, занимали деньги. На один доллар собственных денег у них приходилось 50 долларов заемных.
В итоге кризис оказался настолько масштабным, что Freddie Mac и Fannie Mae обанкротились. Надежность этих столпов американской экономики не вызывала сомнений ни у кого. А когда они обанкротились, возник так называемый «эффект домино»: начались банкротства компаний, связанных деловыми отношениями с Freddie Mac и Fannie Mae .
Падение же на российском фондовом рынке связано с тем, что западные предприниматели начали срочно продавать акции российских предприятий, отмечает эксперт, «но это не связано с ненадежностью вложений и уж, как некоторые считают, с военными действиями в Грузии или ситуацией вокруг компании “Мечел”. Просто Западу сейчас не до нас: нужно спасать собственные компании». А на это не хватает средств.
Сегодня у нас только один выход: защищать отечественных товаропроизводителей, считает Минакова. «Конечно, только тех, кто способен производить конкурентоспособную продукцию. Поддерживать тех, кто составит в будущем базис нашей экономики».
Обычным российским гражданам сегодня вряд ли стоит ждать ипотечного кризиса, подобного американскому, однако заемщикам стоит готовиться к росту процентов по кредитам. А поскольку большая часть дорогостоящих товаров продавалась у нас в кредит, стоит ожидать уменьшения спроса в этой сфере, отметила собеседник «Просторов России».
Горе от ума по-орловски
«Он появился с явным опозданием минут на десять, демонстрируя тем самым то ли пренебрежение к людям, то ли свою чрезмерную занятость», - сообщается в репортаже со встречи депутата от КПРФ - первого секретаря регионального отделения партии В.Д. Хахичева со своими избирателями. («Гремим, братец, гремим!» Орловский вестник, № 41 от 08.10.2008).
«Говорил депутат о том, что власти не хотят слышать людей, что по его запросу прокуратурой была проведена проверка законности перехода многоквартирных домов на поквартирное отопление в поселке Верховье... – пишет корреспондент издания. - Он даже зачитал результаты этой проверки. Но там оказался пшик».
До своего депутата жители Верховья пытались донести накопившиеся проблемы, например, те, которые связаны с обеспечением горячей водой. «Каждый разумный человек понимает, что выход из положения только один: переход на поквартирное отопление <…> Однако на пути к этому переходу встали партийцы от КПРФ. Сначала они заявили о том, что людей насильно заставляют переходить на поквартирное отопление. Прокуратура проверила этот факт, нарушений не выявили. Однако золотое летнее времечко было упущено. Люди чего-то ждали. Возможно, поэтому житель поселка В. Солонинкин, увидев депутата В. Хахичева, так прямо и заявил односельчанам: “Кого вы слушаете? Они Союз проболтали, теперь Россию пробалтывают. Вы им не нужны. Им нужна галочка для отчета, что провели собрание”.
«И это была первая звонкая банка, которую партийцы от КПРФ сами себе навесили в этом поселке. Вторую и третью они навесили себе, когда в присутствии работника областной прокуратуры посетили ряд квартир тех жителей, которые не стали слушать политической трескотни, а заблаговременно установили в своих квартирах теплонагревательные приборы», - пишет газета.
В итоге после такого пустого и чрезмерно эмоционального разговора со своим депутатом у жителей Верховья возникло множество вопросов: «Зачем такому, казалось бы, солидному человеку надо было звонить вплоть до Генеральной прокуратуры о мифических нарушениях, не удостоверившись в этом лично? Зачем надо собирать митинги на улице, которые заканчиваются ничем?» «Ответ в данном случае напрашивается только один, - отмечает журналист “Орловского вестника”. - Перефразируя крылатое выражение из комедии А. Грибоедова “Горе от ума”, можно сказать так: “Гремим, брат! Гремим пустыми банками!” Вот уж действительно, горе от ума. Вот только от большого или малого?»
|
|