




|
Главная » Новости
17:20, 27 марта 2025 года
Они рисуют на лицах эмоции и передают характер прической: как работают гримеры и постижеры в орловском театре27 марта во всем мире отмечают День театра. В преддверии праздника мы заглянули в закулисье "Свободного пространства".
 Фото: пресс-служба театра "Свободное пространство" 27 марта во всем мире отмечают День театра. После спектакля мы обычно обсуждаем друг с другом игру артистов, декорации или костюмы. А вот о гриме и прическах речь заходит редко. Рассмотреть как завит локон или наложены румяна, могут только гости с первого ряда или люди с орлиным зрением. И тем не менее, "лицо" актера, детали макияжа и удачная прическа формируют образ, доводя его до совершенства. В орловском театре "Свободное пространство" магией преображения занимаются три феи: гример и два постижера. (Прим.редакции "постижер" - специалист, занимающийся изготовлением париков.)
О том, как на лицах рисуют боль, отчаяние или радость, и как прическа передает характер героя, мы поговорили с начальником гримерно-постижерного цеха "Свободного пространства" Лией Аверичевой и гримером-постижером Светланой Кургей.
В небольшой комнате царит легкий творческий беспорядок: цех готовится к выезду на гастроли в Беларусь. Важно положить в чемодан все необходимое: от крошечных кисточек до больших париков. Один из них как раз приводит в порядок постижер Светлана Кургей. Огненно-рыжая копна - часть образа актрисы Ольги Виррийской в спектакле "Кармен. История Хосе".
С усилием, но аккуратно, она вычесывает жесткие пряди, похожие на мочалку. Локоны поддаются туго, потому что сделан парик не из натуральных волос, а из шести буйвола. Перед каждым спектаклем его расчесывают щеткой и заново накручивют. Во время выступления образ несколько раз меняется и артистка прибегает, чтобы "гриву" начесали или распустили в нужных местах.
От сцены до гримерки - секунд двадцать бегом. Иногда за пару минут актеру нужно переодеться, добавить новую деталь в образ, и тогда мастера ждут прямо за сценой: переодевают и подкрашивают практически на ходу. Скорость в их работе - обязательное качество.
- В Яге герой Максима Громова попадает в пепельное царство. Мы прибегаем и у нас есть ровно две минуты на то, чтобы превратить его в седовласого, - рассказывает Лия.
Обычно актеры приходят за два-три часа до спектакля, если требуется сложный грим. Кривые носы, рваные раны на лице - для этих "украшений" используют специальные заготовки из латекса. Их работники цеха готовят сами. Самостоятельно делают и сложные маски, например, для волков в спектакле "Маугли 2092".
Наряду с сотнями кисточек разной масти, теней и блесток, есть не вполне обычные инструменты для преображения. Художественный аэрограф или по-старинке - краскопульт. Им на лицо распыляют жидкое тональное средство - так оно лучше ложится. По такому же принципу красят стены или автомобили. Такая техника для актеров используется в случаях, когда исполнителю роли нужен особый шарм и лоск.
Издавна у театралов появилось немало примет. Например, уронить текст пьесы во время читки - плохой знак. Нейтрализовать его можно, сев на бумагу. А еще увидеть рыжую женщину в первом ряду в день премьеры - считалось дурным знаком. Лия в приметы не верит. А вот у Светланы есть своя, личная:
- Если первая шпилька вошла в волосы артистки легко - то и сборы героя будут легкими, да и сам спектакль пройдет гладко.
У Светланы Кургей за плечами почти 30 лет работы парикмахером. Театр всегда любила в качестве зрителя. А вот связать с ним свою жизнь даже не думала. Вакансия освободилась и по счастливой случайности работу предложили Светлане. Прежде чем согласиться, долго думала. Руки при подготовке первого спектакля тряслись. Зато теперь все делает быстро и ловко.
Профессия постижера предусматривает создание париков. Постепенно это ремесло уходит из орловского театра, так как процесс слишком долгий и трудоемкий. В основном постижер приводит волосы актеров в порядок перед спектаклем: делает укладки разной сложности. И все-таки есть парики, которые готовят сотрудники цеха вручную. Кстати, для них регулярно проводят гигиенические процедуры: стирают в бальзаме-ополаскивателе для белья.
Лия Аверичева пришла в театр на пару месяцев, подменить подругу, пока та в декрете. А в итоге незаметно пролетели четыре года. Без художественных навыков, гримером работать невозможно, говорит Лия. По образованию она дизайнер. Всегда отлично рисовала. По секрету корреспонденту "Вести-Орел" рассказала, что в 11 классе хотела поступать на режиссера в институт культуры. Мама отговорила. И вот, спустя много лет, судьба все равно привела девушку в "храм Мельпомены", где с легкой руки Лии уже поставили множество хитов "Свободного пространства": "Кармен. История Хосе", "Поминальную молитву" и легендарную Ягу".
Юлия Сабельникова
|