пятница 3.05.2024 20:32:39 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71
16+







Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
ВЫБОРЫ 2024
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Открытый доступ
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Очерки и публицистика
Архивное дело
Парк культуры
Пульс
Своя земля
Контакт
Утро с митрополитом Тихоном
Такая жизнь
Солдаты России
Спорт. Alive
Кем стать?
Желтый объектив
Национальные проекты 2019-2024
Деловая жизнь
Утро России. Орел
Театральный радиопроект "Литературная волна"
Большой Футбол






Главная » Новости

14:03, 6 апреля 2023 года

Дело ведет следователь Баранова: начальник следственного отдела УМВД о бандитском Орле 90-х, фермерах-оборотнях и произведениях Достоевского

Шеф-редактор сайта "Вести-Орел" побеседовала с подполковником Людмилой Барановой, чтобы выведать тайны следствия.


6 апреля свой профессиональный праздник отмечают полицейские-следователи. В этом месте нужно бы сказать о важности этой профессии, нелегком и опасном труде и тому подобном. Но об этом мы итак много знаем, как минимум из художественных произведений.

Поэтому у подполковника юстиции Людмилы Барановой, начальника отдела следственной части СУ МВД России по Орловской области, я спросила о том, каким был город Орел в криминальные 90-е, как общаться с преступниками и правда ли, что мужчины-сыщики более умелые, в сравнении с женщинами. Поговорили мы и о громком деле фермеров-оборотней, которое распутывала Людмила, о том, можно ли научиться быть следователем или с набором каких-то качеств нужно родиться. А еще – о растениях и книгах.


- Свой путь в следственных органах вы, по сути, начинали девчонкой. Сколько вам лет было, пришли на службу?


- Мне было 22. На дворе стоял 1991 год, а все мы про 90-е знаем, что это время расцвета криминала. Обстановка была своеобразная, но у меня были отличные наставники, талантливые следователи, у которых была возможность учиться.


- Сразу после университета юной помощнице следователя было страшно начинаться работу с преступниками?


- Чего-чего, а страха не было никогда. Нельзя бояться. И это касается не только взаимоотношений следователь-подозреваемый, а вообще социальных контактов. Если ты боишься, то страх непременно чувствуется. А если уж преступник видит, что следователь напуган, не уверен, то он будет применять все возможные уловки, чтобы выбить его из колеи.


- Какими были первые раскрытые уголовные дела?


- Очень хорошо их помню. Знаете, сейчас ведь даже статьи такой в Уголовном Кодексе нет. А в 90-е была очень распространена спекуляция, в Орле в том числе. Я работала на ту пору в Советском районном отделе, и помню расследовала спекуляцию алкоголем. В стране было особое экономическое положение, в ходу были талоны. И вот приемщики посуды в своих палатках не только занимались приемкой, но и спекулировали алкоголем. Дела были раскрыты направлены в суд.


- В общем-то, бандитским был не только Петербург, но и Орел?

- Можно и так сказать. В орловской милиции даже был отдел по борьбе с бандитизмом, я служила в нем. Мы занимались разоблачением организованных преступных групп.

- Наверное, в 90-е их было немало. Вспомните какое-нибудь раскрытое дело из того периода когда  вам удалось поймать бандитов?


- Очень хорошо помню дело о большой серии краж автомобилей на территории Орла. В ту пору в целом машин-то было немного, а тут кто-то взялся их похищать. Следственной группе удалось выйти на возможных преступников, это была группа из нескольких молодых людей, которые по возрасту как раз были примерно мои ровесники: двадцать с небольшим. Автомобили они разбирали на запчасти и продавали их,  а те комплектующие, которые сразу не удавалось сбыть, закапывали. И вот мы нашли их «схрон». Нужно было определить, где какая деталь. А откуда мне знать такие вещи? Это сейчас машины почти у всех, и в них прекрасно разбираются не только мужчины, но и женщины.


На подмогу пришлось вызывать водителей дежурной части. Мы с коллегами извлекали  запчасти из земли, а водители подсказывали, что есть что. Но это рабочие моменты. А в целом дело было сложное, в группе действовало четыре человека, информацию подозреваемые выдавали в час по чайной ложке или вообще ничего не говорили, оперативникам приходилось искать точки сбыта похищенного. Но, в конечном счете, дело было направлено в суд.


- Вы помните свои ощущения, когда преступникам вынесли приговор?


- Да. Вы знаете, после приговора всегда находятся недовольные. В данном случае потерпевшие: представьте, украдена машина, да, угонщики пойманы, но нет никакой возможности это имущество в его первозданном виде вернуть и ущерб возместить. Там и арест наложить не на что было. Эти молодые люди все заработанные деньги тут же тратили: покупали какие-то вещи, кутили в ресторанах и так далее. Поэтому сказать, что было ликование после оглашения приговора, не могу. Но все же чисто человеческий момент благодарности в глазах потерпевших, он дорогого стоит.



- Трудно ли наладить контакт с подозреваемыми на допросе? И можно ли научиться общению с криминальными элементами или следователем нужно родиться?

- У подозреваемых часто возникает мысль: я тебя обману, наговорю кучу всего, придумаю версию - распутывай, как хочешь. И цель следователя, в моем понимании, дать понять преступнику, что ты знаешь о том, что творится у него в мыслях, знаешь, что придуманная версия – ложь. Вода камень точит: общение не одного часа, какие-то доводы, углубление в психологию. И важно не возвышаться над людьми, нужно разговаривать по-человечески, кем бы они ни были. Важно, чтобы подозреваемый понял: он отвечает только за то, что он совершил. А ты, как представитель закона, расследуешь это уголовное дело, чтобы восстановить справедливость.


Что касается обучения методу ведения допроса, да, конечно этому можно обучиться. Я не считаю, что следователями рождаются. Да и когда начинаешь службу в юном возрасте, многих навыков еще нет, все приходит с опытом. Главное – постоянная работа над собой, обучение, желание совершенствоваться, практика конечно.  Вообще без желания большого толка не будет. Хорошие следователи – штучный продукт.


- Такой вечный вопрос: а кому расследовать преступления удается лучше, мужчинам или женщинам?


- Каким специалистом ты будешь, от пола не зависит. Мне доводилось встречать талантливых следователей и мужчин, и женщин. На женщин, правда, наклеили ярлык: мол, логика какая-то особая у нас или вовсе отсутствует. Но это не так. Для хорошего следователя важны скрупулезность, последовательность, глубина познания вопроса, будь то хоть мужчина, хоть женщина.


 - Как раскрыть преступление?


- Понять механизм совершения преступления. Если понял, дело будет раскрыто. Да предстоит кропотливая работа, сбор информации по крупицам. Нет ни одного уголовного дела, похожего на другое. Может быть одинаковый состав, но всегда важно найти ответ на вопрос: что конкретно толкнуло именно этого человека на совершение преступления? Важная та самая субъективная сторона преступления.


- Давайте из Орла 90-х перенесемся в наше время. Какое из раскрытых вами дел в недавней практике вы считаете самым важным?


-
Последнее раскрытое мной дело во главе следственной группы. Это серия разбойных нападений, которые совершались на территории разных регионов России. Задержать преступников удалось в Орловской области. Под видом фермеров, продающих мясо, бандиты заманивали предпринимателей, избивали их и вымогали миллионные суммы.


- И когда действие происходило? Ведь, судя по описанию, методы бандитов да и сам состав больше напоминает боевик все про те же 90-е.


- Преступники действовали с 2014 по 2015 год, в 2015 их удалось остановить. Расследование длилось вплоть до 2017.


- Расскажите поподробнее про фермеров-оборотней.


-
Это была этническая группа, действовали выходцы из иностранных государств: пятеро из Украины, один из Узбекистана. Потерпевшие были из разных уголков России и сами преступления совершались в разных местах: Калужской, Смоленской областях и других. Были пистолеты, угрозы, потерпевшим были причинены тяжкие телесные повреждения, вплоть до перелома позвоночника.


Существовал сайт, на котором поставщики и покупатели обменивались и ннформацией о продаже-покупке сельхозпродукции. Размещали объявления, связывались, договаривались о сделках. Члены преступной группы находили своих жертв здесь. Звонили, представлялись то председателем колхоза, то фермером, которому срочно нужно сбыть товар по выгодной цене. Речь шла о сделках на миллионы рублей. Затем они назначали встречу на нейтральной территории, снимали жилье, например на турбазе. Ничего не подозревающий покупатель прибывал на оговоренное место. Только вместо поставщика продукции его поджидали бандиты. Человека связывали, избивали, требуя деньги. Если наличные, то вынуждали рассказать, где они хранятся, если речь шла о безналичном расчете, то требовали звонить в свою организацию с просьбой перевести сумму на счета фирм-однодневок.


После получения денег бандиты уезжали, жертвы оставались избитыми и связанными в этих съемных домах. Понятное дело, им угрожали расправой. Интересно, что владельцы указанного жилья даже не подозревали о том, что творится внутри. Например, в Калужской области преступники сняли дом на турбазе. И пока часть группы внутри занималась своим темным делом, другие на улице жарили шашлыки, как ни в чем не бывало.


- А как удалось задержать их?


- Очередная встреча должна была пройти на территории Орловской области. Один из мужчин, житель Курской области, раньше уже попадал в переделку, когда по телефону ему предложили сделку по купле-продаже мяса, он узнал голос звонившего. Была серьезная оперативная разработка, привлекались специальные службы. Расследованием занимался мой отдел.


- На что разбойники пустили награбленные деньги?


- На "красивую" жизнь. Покупали себе дорогие машины, какие-то вещи, гуляли на широкую ногу и тому подобное.


- После таких событий, длительного и сложного расследования, не наступает выгорание?


- Не могу назвать это выгоранием, но есть какое-то ощущение опустошения. Его нужно пережить. Заняться какой-то кропотливой работой, не брать сразу новое сложное дело. Такое случается у всех. Потому что как бы ты ни хотел не пропускать все случившееся через себя, так не получится.


Мне очень помогает в таких ситуациях уход за растениями. Сами видите, сколько их тут в кабинете. Все неприхотливые, но требуют внимания. Если как-то тяжело на душе, беру лейку и вперед. Это моя личная медитация.


- В завершении предлагают отвлечься от криминальных тем. Знаю, что еще в школьные годы романтическое желание стать следователем у вас вызвала книга "
Рожденная революцией. Повесть об уголовном розыске". Пристрастие к чтению осталось с вами на всю жизнь, помогает ли оно в службе?


- Все так. У меня достаточно большая библиотека, которая базируется на даче, иначе нам с сыном пришлось бы переехать из квартиры, уступив место книгам. Люблю обращаться к классике, перечитывать и каждый раз открывать для себя что-то новое. Например, того же "Идиота" Достоевского или "Поднятую целину" Шолохова. Классика заставляет думать, помогает бороться с косноязычием, находить ответы на многие вопросы, постигать психологизм и глубину человеческой души.



Ольга СУПОНЕВА

© 2002−2024 Сетевое издание "Вести-Орел" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись средства массовой информации серия Эл № ФС77-84935 от 21 марта 2023 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Куревин Н. Г. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: 8 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71.