|
Главная » Мнение
10:41, 24 декабря 2009 года
Чувство страхаСегодня мы будем говорить о том, что уже давно стало привычным нам и на экранах телевизоров, и на страницах газет, и из динамиков радиоприемников. Это попытки разными способами вызвать у нас одно из наиболее сильных чувств – чувство страха. Сегодня речь пойдет о продавцах страха.
Один пример радиорекламы лекарственных средств: «Закройте глаза. Закрыли? Эта темнота навсегда может остаться перед Вами, если вы срочно не купите наше средство для глаз». Раз от раза используемые приемы становятся все более и более изощренными. Бесконечно повторяющиеся сообщения о природных катаклизмах, техногенных катастрофах, уголовных преступлениях, дорожно-транспортных происшествиях, желательно с человеческими жертвами, первые страницы газет с крупными планами жертв – это и есть главный товар продавцов страха.
Подобный творческий почерк не может не сказаться и на той специфической атмосфере коллективов, работающих в этом направлении, которая чем-то напоминает место действия одной из песен Владимира Высоцкого.
«Мы не сделали скандала,
нам вождя недоставало,
настоящих буйных мало
вот и нету вожаков.
Но на происки и бредни
Сети есть у нас и бредни
И не испортят нам обедни
Злые происки врагов»
Им везде видятся заговоры, враги, иногда эти фантомы обретают формы ужасных животных. Не будем далеко ходить за примерами и обратимся к нашей орловской печати. Уже месяц по страницам одной из наших газет в качестве рефрена гуляет некий страшный спрут, угрожающий пожрать весь город, его жителей. Причем, судя по замыслу авторов этой ужасно креативной идеи, для закрепления в умах орловчан символа спрута, как мерзкого скользкого животного, этот термин уже начинают употреблять применительно к коммунальной сфере. Теперь на очереди, наверное медицинские, милицейские, детсадовские и иные раки, крабы, кальмары и прочие осьминожки.
Попробуем разобраться. Зачем нужна подобная практика средствам массовой информации. Конечно, в каждом жанре существуют свои законы. Для любого СМИ важнейшим показателем является то общественное внимание, которое оно может привлечь к себе. От этого зависят, прежде всего, объемы рекламы для коммерческих изданий, а для партийной прессы благосклонное внимание высшего руководства партии, которое и оплачивает ужасы нашего городка, которыми нас кормят еженедельно. И здесь, очень не убедительно выглядят рассчитанные на совсем уж наивного человека оправдания на тему о том, что мы это не сами написали, мы это в интернете нашли и просто перепечатали.
Господа журналисты, хотя вы и предпочитаете называть себя товарищами, ну не надо держать народ за круглых идиотов, ну просто не надо и все.
Однако нас интересует сегодня другое, поиск ответа на один из вечных вопросов российской действительности: Что делать? Что делать со всем этим мутным потоком, который обрушивается на наши головы. Думается, что эксплуатация чувства страха для того, чтобы привлечь внимание к своему изданию, сегодня не является исключительно делом тех, кто работает в сфере массовой информации.
Один из российских основателей «телевидения катастроф» как то перефразировал фразу «в доме повесившегося, не говорят о веревке» на свой манер, «репортер криминальной хроники в репортаже из дома повесившегося должен говорить именно о веревке».
Позволим себе не согласиться с этим тезисом. Не надо путать заботу о политическом рейтинге своего кандидата, свободу слова с ответственностью за психическое здоровье людей, которые тебе доверяют, на которую обрекает себя каждый, кто в силу своей профессии становится публичной фигурой. Журналист, смакующий язвы общества, в котором он живет, распространяющий непроверенную информацию (а иначе говоря, заведомо ложные сведения), под предлогом что это лишь перепечатка из Интернета, политик, пугающий всех неизбежным голодом, крахом промышленности, распадом армии, гибелью всего и вся ради своей победы на выборах, суть одно – все они продавцы страха. Наверное, здесь уместно вспомнить нашего великого земляка Петра Столыпина, бросившего в лицо экстремистам фразу: «Не запугаете!»
Есть мнение. Сегодня продавцы страха не подлежат уголовной или административной ответственности. Пугать людей будут до тех пор, пока у человека существует внутренняя потребность в сильных переживаниях. Одних она толкает с ледорубом в горы, других с аквалангом под воду, третьих на мотоцикле на пустую трассу. Есть и те, кому достаточно газетной страницы или телевизионного экрана с картинкой чужих страданий. Каждый выбирает для себя, что ему смотреть, слушать или читать. Но только не в том случае, когда страх используют для продажи псевдолекарственных средств, применение которых лишь усугубляет болезнь, ставит под угрозу жизнь человека или открыто служит политической пропаганде. Здесь, перефразируя Крылова можно сказать: «И слов не надо тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Дмитрий Аронов
|
|