58 лет орловскому телевидению: кто такие "придворные операторы" и сколько весили первые камеры?
2 декабря ГТРК "Орел" исполнится 58 лет.
Фото: архив "Вести-Орел"
2 декабря ГТРК "Орел" 58-летие. Заставка "В эфире орловское телевидение" появилась на экранах жителей региона в 1967-м году. Главным материалом программы был репортаж с празднования 50-й годовщины Великого октября, снятый 7 ноября.
Сегодня ГТРК "Орел" – это не только эфирные версии новостей из жизни региона, но и портал "Вести-Орел" и социальные сети, где внимание аудитории измеряется тысячами просмотров. В цикле материалов, приуроченных к празднику, мы расскажем о тех, кто писал и пишет историю орловского телевидения. Сегодняшний материал - о "летписцах времени" - операторах.
Современная камера весит в среднем 6-7 килограммов. Плюс штатив - примерно столько же. А что, если мы скажем вам, что в начале пути орловского ТВ снимали на тяжеленные кинокамеры, которые весили более ста кило. По студии их передвигали на колесиках, но и это было непомерно тяжело. О том, как делалась картинка, в книге "Открытый эфир" рассказал один из первых операторов ГТРК "Орел" Анатолий Борисов. До этого он работал ассистентом оператора при съемке полнометражных фильмов. Один из них "Опасные гастроли" - с участием Владимира Высоцкого. В начале 70-х операторский костяк местного телевидения состоял из трех операторов, одного ассистента и осветителя.
- Самой важной и ответственной работой считались съемки в обкоме партии. Тот оператор, которому в основном поручалась эта работа, между операторами звался "придворным оператором", - вспоминает Борисов.
Камеры были не лучшего качества, рассказывает Борисов. Его аппаратуру приходилось заводить вручную - заряда хватало всего на одну минуту.
- То есть снимать приходилось очень короткими планами по 5–7 секунд. В комплект камеры входило три кассеты объемом 15 метров — это длительностью полторы минуты. Поэтому я с завистью смотрел на аппараты коллег с кассетами по 30 метров, да еще и работающие от электропривода
Анатолий Александрович позже часто рассказывал, как он снимал этот сюжет, как волновался, как потом дома проявлял в бачках пленку и в ванной сушил. Не было еще никаких проявочных машин. Иногда в погоне за красивой картинкой приходилось даже рисковать жизнью. Квадрокоптеров тогда еще не придумали и бывало, что кадры с воздуха снимали из маленького самолета. "Пчелка". Коллеги поговаривают, что оператор Николай Котов был настоящим "поэтом неба" - множество раз готовил материал по соревнования планеристов и каждый из них - на высоте: в прямом и переносном смысле.
- Николая Васильевича же, по его просьбе, пристегивали к самолетному креслу, а дверь самолетную снимали, чтобы оператор мог снимать парящие планеры напрямую. Котов просил летчика наклонять самолет в полете боком, а сам, по его словам, вываливался из самолета и висел в воздухе буквально только на ремнях.
Кстати, первый сюжет на ГТРК "Орел" был снят 7 ноября. Ныне офис нашей телерадикомпании находится на улице 7 Ноября. Интересное судьбоносное совпадение подметил старейший оператор Борисов. В следующем материале, посвященному 58-ой годовщине создания орловского телевидения, мы расскажем о том, каким увидела и услышала своем место работы звукорежиссер и музыкальный редактор Ольга Горшенина, которая до сих пор работает компании.