|
Главная » Деловая жизнь
18:20, 14 января 2021 года
Навязывание банками дополнительных услуг при заключении кредитного договора в России стало довольно распространенной практикойЭксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС Людмила Проняева: ЦБ РФ следовало бы в принципе запретить коммерческим банкам при выдаче кредитов навязывать клиентам какие-либо иные продукты и услуги.
По данным ЦБ РФ за девять месяцев 2020 года клиенты банков подали 62,4 тыс. жалоб регулятору по проблемам потребительского кредитования, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Проблема навязывания дополнительных услуг по кредитам отражена в 10 % этих жалоб, и еще около 5 % приходится на жалобы клиентов, не согласных с условиями заключенного договора.
Действующее российское законодательство позволяет клиентам банков отказаться от навязанной услуги добровольного страхования, в том числе при потребительском кредитовании, в течение периода охлаждения - 14 дней. Однако, при такой практике банки обычно вводят для клиентов условие в кредитном договоре о повышении ставки по кредиту.
Однако, помимо навязанной услуги страхования, клиенты банков часто приобретают вместе с кредитами и другие продукты. Речь идет не о ситуации, когда банк предлагает клиенту сразу несколько продуктов, а о ситуации, когда кредит выдают только при условии приобретения дополнительной услуги (юридической, информационно-консультационной и т.п.). Навязанные услуги могут быть предустановлены (в виде заранее проставленных галочек в договоре) и потребитель может быть не информирован о возможности от них отказаться до подписания договора.
В этой связи Банк России считает, что навязывание коммерческими банками дополнительных услуг нарушает права клиентов и предлагает распространить период охлаждения не только на страховые услуги, но и на все дополнительные услуги, оформленные вместе с кредитным договором.
Центральный банк предлагает дать потребителям финансовых услуг две недели на то, чтобы отказаться от любых навязанных услуг при оформлении потребительского кредита. При этом деньги за неоказанные услуги должны быть банком возвращены заемщику по первому требованию после получения соответствующего письменного заявления. В настоящее время идет обсуждение текста таких поправок в Закон о потребительском кредите.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, профессора Людмилы Проняевой предложенная ЦБ РФ законодательная инициатива является недостаточной, регулятору следовало бы в принципе запретить коммерческим банкам при выдаче кредитов навязывать клиентам какие-либо иные продукты и услуги. Период охлаждения по навязанной услуге страхования действует уже несколько лет, а рынок псевдостраховок продолжает расти. Банки должны зарабатывать на процентах по кредитам, а не на комиссиях с поставщиков услуг. В тоже время предложенная ЦБ инициатива создает дополнительную защищенность для клиентов при приобретении финансовых услуг, способствует более осознанному подходу к сделке, а уровень удовлетворения клиентов от предоставленных банком услуг будет только расти.
Орловское Информбюро
|