




|
Главная » Вести. Культура
14:45, 10 марта 2006 года
ТАК МНЕ ВЫПАЛО ПО СУДЬБЕ…..Актер орловского муниципального театра «Русский стиль» Александр Александрович Липов по натуре своей фаталист. Сейчас, когда ему исполняется 65 лет, и есть повод подумать о своей жизни, переосмыслить поступки, вспомнить роли, которые играл в театре и кино, он на все это смотрит философски: мы ведь только предполагаем, а располагает Господь, вот и послал ему на склоне лет поворот судьбы, перебросивший его вдруг несколько лет назад из Питера, где прожил более половины жизни, в Орел.
А человеку что остается: взлеты и падения, когда от ушибов выть хочется, и не знаешь, с чего начать завтрашний день, да и стоит ли его начинать вообще. А думы-передумы разные, когда ворочаешься с боку на бок и заснуть не можешь, а мучительные внутренние диалоги с теми, кто тебе истину преподносил: родители, учителя, писатели, мыслители, герои фильмов и спектаклей, в которых играл, политические деятели, Сам Господь Бог, наконец… А куда деть эмоции, которые порой так захлестывают, что, кажется, тело твое и душа на части разрываются. А слезы радости, счастья, умиления, восторга… Слезы горечи, обиды, разочарования, бессилия своего перед тайнами бытия. Да и все, что вдруг открывается тебе,- это уже твое, и только от тебя зависит.
Семейный альбом
Конечно, никакие фотографии не зафиксируют все, что Александр Александрович определил, как свою собственность, принадлежащую только ему, и все-таки в семейном альбоме что-то сохранилось.
Улица Васильевская, где жила семья Липовых, приземистый дом и высокий кустарник вместо забора. Дед – священник с белой окладистой бородой, маленький Саша, смущенно улыбаясь, крепко сидит у него на коленях, солнцем залитый берег Орлика и ватага разновозрастных ребятишек, среди которых будущий актер. Отец – директор школы в строгом костюме и журналом в руках, мать прижимает к груди книгу. Книги в доме Липовых -- самое главное богатство. Часто вечерами читали вслух: Тургенев, Лесков, Бунин, Андреев, Пушкин. Родительская библиотека до сих пор украшает гостиную, и теперь, когда нет на свете ни отца, ни матери, Александр Александрович достает с полочки заветный томик и перечитывает все, что когда-то любили они. А почему бы и нет, даже если ты прожил многое из того, что отпущено судьбой, живешь так, будто у тебя все впереди и строишь наполеоновские планы на будущее! Или театром горишь. Особенно, когда раз в год выпадает малюсенькая роль, а режиссер про перспективы молчит. Тогда уж точно: разложишь на столе альбомы, приткнешь на край стопочку заветных книг, тетрадку откроешь, очки нацепишь на нос, заберешься в старое отцовское кресло, и…вперед по волнам своей памяти.
А этот альбом – пора студенчества. Да уж, «были люди в наше время». ВГИК - Всесоюзный институт кинематографии -- в благодарной памяти Александра Липова как целая планета, на которой было интересно жить провинциальному орловскому парнишке: мир кино, театра, живописи, музыки открывался ему и манил возможностью самому творить. И возможности представились. После института он работал на Ленфильме, более двухсот картин в его послужном списке. И наверняка многие из старшего поколения его помнят по фильмам: «Время, вперед!», «Республика Шкид», «О тех, кого помню и люблю», «Блокада», «Зеленые цепочки», «Магистраль» и так далее. Он не играл главных ролей. Но и маленькие его работы хорошо вписывались в тонкую ткань экранного повествования и работали на сюжет и смысл фильма. Он служил в театре киноактера, где создавались актерские бригады для пропаганды киноискусства, разъезжавшие по стране, был участником многочисленных встреч со зрителями, его приняли в Союз кинематографистов России. Когда киностудия распалась, он переехал в Орел к престарелым родителям, которых за это время похоронил. Возвращаться в город, где нет творческой работы, не захотелось. Так и остался в просторном родительском доме хозяином. У дома несколько соток земли, сад, огород, большой пес, а еще есть отцовская пасека, за всем – глаз да глаз. Пять лет служит в театре «Русский стиль».
Нет маленьких театров….
Я часто думаю: актер работает сам с собой, со своим телом, со своими чувствами. Как же ему удается сыграть человека, у которого тело другое, и чувства иные, и вообще суть другая? Как-то великая Ермолова призналась, что каждый раз ищет в роли маленького человека. Вот и у актера Липова в работе над ролью идет подобный процесс. Он лепит своего героя, отталкиваясь от пьесы, но на материале жизненном. Его Сол выявляет себя в разных житейских подробностях, обрастает разными узнаваемыми чертами характера, узнаваемыми и убедительными, и тогда этому отрицательному персонажу в какие-то моменты сочувствуешь. Липов всегда сам творит свою роль в лучших традициях русской актерской школы, которая славится в мире. Ну, а в том, что современный театр не так уж часто нас радует, так школа тут ни при чем. Режиссуре часто нужен прежде всего не творец, а исполнитель, да и сам актер настоящую школу получает не всегда. В Орле таких актеров мало, но Липову повезло. Он учился у прославленных мастеров кинематографа, а мастерство ему преподавал актер старой мхатовской школы Шишков -- отсюда у Александра Александровича такая дотошность в работе над образом. Хотя, конечно, долгая работа в кино, наверное, сказывается, там все-таки другой способ существования: театр --искусство условное, а кинематограф условностей не терпит, нужны иные средства выразительности и, может быть, ему в театре непросто.
И, тем не менее, ленинградский киноактер Александр Липов и орловский театр "Русский стиль" оказались друг другу нужны. Конечно, молодой коллектив с оригинальным репертуаром интересен для человека, жаждущего творчества. Нет маленьких театров, размер помещения в творчестве ничего не определяет, и в «Русском стиле» и на огромном экране проживаешь роль одинаково серьезно. Но, с другой стороны, театр беден, не имеет больших постановочных возможностей, труппа еще не успела нажить профессионального опыта. Хотя в то время еще работала превосходная актриса мхатовской школы Марина Соколова, и сегодня есть очень крепкие актеры Анатолий Ващенко и Алексей Горб, но в основном репертуар строился на молодых. Так что на сцене свои проблемы, хотя театр нелжив, искренен и открыт для интересных замыслов. У Липова были свои творческие идеи, которые хотелось воплотить, а в этом живом, еще не окостеневшем театре, возможности для экспериментов не исчерпаны. Художественный руководитель театра Валерий Симоненко любую инициативу приветствует и всячески помогает. Липов принес в театр сценарий по рассказу выдающегося японского писателя Акутагава Рюноске "В чаще". Детективная история, где свидетели убийства дают полярные показания, и даже дух убитого не вносит ясности в суть происшествия. Спектакль-размышления о мире, где нет истины; о творчестве, которое заходит в тупик, потому что нет ответов ни на один вопрос, рождающийся в душе художника. Липов сыграл и режиссера, и актера и всех героев этой горестной истории вдохновенно, мощно, увлекая нас силой и страстью мысли писателя.
Почему мы выделяем для себя того или иного актера? Вот, скажем, тот же Александр Александрович - совсем не геройская внешность, но при этом - совершенно неотразимое природное обаяние, и каждый раз после спектакля ловишь себя на мысли о нем. Почему? Чем нам интересен вообще актер? Наверное, содержанием роли, тем жизненным объемом, который он нам открывает. А что нужно, чтобы это содержание рождалось в актере? Вот и опять возвращаешься к тому, о чем речь шла вначале: сам из себя актер делает роль, поэтому, если он, как в копилку, складывает в свою душу свои впечатления, эмоции, самые разные сведения, представления, все пропускает через себя, сам размышляет -- для себя! Вот из этого богатства и рождается жизненный объем. Конечно, Липову повезло: и школу хорошую получил, и в Ленинграде жил, и многих людей талантливых знал, со многими дружил, как вот с величайшим музыкантом нашего времени, уже ушедшим Валерием Гаврилиным. При этом много видел и много читал, библиотеку свою роскошную собирал всю жизнь, на концерты в филармонию бегал, на выставки -- так ведь не у каждого актера потребность в этом есть. Правильно сказал покойный философ литературы Наум Яковлевич Берковский: "Только талант обладает способностью к саморазвитию".
Актерская профессия требует знания человеческой природы, иначе как сыграть персонаж, чаще всего непохожий на тебя? Может, потому сегодняшний театр так редко радует актерскими открытиями, что режиссер ставит в лучшем случае сюжет, внешнюю сторону событий, а актер рабски идет за ним, пробрасывая глубину психологических ходов, играя себя в предлагаемых обстоятельствах, не выращивая образ своего героя. Сегодня думающий, понимающий человека актер, на сцене - редкость, поэтому мне так интересен этот Александр Липов - умный, пытливый, беспокойный, если хотите, страстный, кропотливо работающий над сценическим характером. Что у него получается -- это дело другое. Иногда кажется, что по манере своей, по привычке все укрупнять, вкладывать смысл в каждое слово, он выламывается из рамок такого маленького, камерного театра, как «Русский стиль». Его бывает много. Его страсть порой граничит с истерикой. Ну что ж, нет предела совершенству. Существование актера на сцене связано с режиссерской концепцией спектакля, он вживается в мир, придуманный постановщиком, сценографом, художником по костюму. Правда, в "Русском стиле" постановочная часть очень ненавязчива, и на актера ложится огромная нагрузка: зритель совсем рядом, и когда слышишь его дыхание, погружаться в созданный на репетиции образ трудно, так и тянет общаться со зрителем напрямую, нести слова, мысли. А характер сыграть -- это не каждый может. Наверное, поэтому так убедительны герои Липова, так притягивают они своей внутренней жизненной энергией, что запоминаешь их надолго. Сол Бозе, циничный прохиндей и мошенник, задумавший ради денег погубить старушку Памеллу, попадающий впросак, потому что бог шельму метит, а он и есть та шельма -- первая роль Александра Липова на сцене театра "Русский стиль" в комедии: "Как пришить старушку".
Вот родился в театре любопытный спектакль по драматической поэме Сергея Есенина "Пугачев". Режиссер Ю. Михайлов не смог перевести поэзию в жанр драматургический, найти ему адекватное сценическое решение, но актеры соприкоснулись с настоящей поэзией, поработали над поэтическим словом, давая ему жизненный объем и философский смысл. Липов сыграл Хлопушу, беглого каторжника, который пришел за правдой к народному мстителю Пугачеву. Актер вышел на сцену с потрясающим монологом, у его героя кипело нутро, он существовал на пределе чувств. Роль маленькая, но за несколько минут сценического времени Липов успевает сыграть запоминающийся образ бунтаря с мятущейся душой.
А в прошлом сезоне мы увидели Липова в роли главы орловской полиции Цыганка в спектакле "Грабеж". Он виртуозно владеет своим делом: не моргнув глазом, берет взятки и все, на что, как говорится, глаз упадет, и в одну минуту "раскручивает" любое происшествие. Кто прав, кто виноват - не важно. Так заморочит голову человеку, что он рад отдать все на свете, лишь бы уйти скорее из полиции от греха подальше. Эту анекдотическую фигуру Липов играет серьезно, придавая ей значительность. Его Цыганок - олицетворение государственной машины, построенной на коррупции и взяточничестве. Стоя спиной к зрителю, он напоминает несокрушимый монумент, как несокрушима система, в которой человек -- ничто, а чиновник - надежда и опора власти. И как ее ни сокращай, сколько ни повышай зарплату чиновнику, он брал и будет брать взятку, и пальцем не пошевелит, чтобы что-то к лучшему изменить в стране. Липов укрупняет образ, делает его устрашающе современным. Актеру есть что сказать своему зрителю. Не случайно в этом спектакле, весьма далеком от совершенства, Цыганок едва ли не самый интересный персонаж.
К сожалению, актеру возрастных ролей в театре "Русский стиль" нечасто приходится играть новую роль, хорошо, если в сезон выпадет одна новая работа. В маленьком городском театре, который вынужден зарабатывать бесконечными малыми гастролями, учитывать потребности актера старшего поколения, невозможно. Но роли все-таки есть, Александр Александрович востребован, ну, а наличие свободного времени, на мой взгляд, просто привилегия, да и он, мне кажется, по поводу такой свободы вовсе не скорбит, а использует время с максимальной пользой.
Сегодняшний театр развлекает, утешает, оглядывается на эстраду, на обывательскую мораль, на все, что угодно зрителю, растерявшему истины нетленные, уставшему от лжи, разочарованному во власти, живущей своей отдельной от народа жизнью. Зачем тогда театр сегодня? У Александра Александровича Липова на этот вопрос ответ есть. " В свое время люди говорили, что театр -- это храм, - я считаю, что это не совсем так, - говорит актер,- храм и есть храм. На мой взгляд, театр - это нечто среднее между храмом и человеческой жизнью. Это как священник в Храме. Ведь он же проводник. Хотелось бы, чтобы театр был проводником в моментах постижения истины и разрядки душевного напряжения, и для зрителей и для нас, актеров. Но чтобы критерии были вот такие, как в храме. И чтобы обязательно катарсис был, очищение…"
И где вы такой театр видели сегодня? Нигде. Он - в идеале. А без идеала, без цели, нет движения вперед. Есть театры, которые уже умерли, в которых не бьется, не трепещет ни одна живая жилка. И актеры в нем - все понимающие и ноющие, что мол, деваться некуда, надо лямку тянуть, или врущие публично, что все у них хорошо. А есть актеры - живые, одержимые внутренним беспокойством, которые и в безвременье живут достойно, не разменивая творчество на пошлость обыденности. Это не значит, что каждая работа приносит им успех. Не в успехе дело. А в том, как они строят свою жизнь. Помните, у Пастернака: "цель творчества - самоотдача". И еще: "позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех". Александр Липов -- человек, как говорится, не внешний.
Да, 65 – это не мало. Есть чему подводить итоги, но это и не так уж много, чтобы не мечтать, не быть в диалоге с великими и даже с Богом, не ощущать в себе божье предназначенье, не бороться со своими грехами, не пытаться жить по законам божьим. Так что впереди еще целая жизнь.
Людмила Васильева
|
|